Уважаемые родители будущих первоклассников!
В рамках подготовки к приемной кампании по записи в 1 класс через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) и во избежание сбоев в работе ведомственных информационных систем в период массовых нагрузок Минцифры России было принято решение установить время открытия образовательных организаций Ростовской области для приема заявлений в 1 класс через ЕПГУ 31.03.2025 в 23:00
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
- умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения;
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
- овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
- освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по ОБЖ являются следующие умения:
- формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
- знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
- умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основы комплексной безопасности
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и последствия;
– классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
– адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
– адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской Федерации;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
– характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия по ее оказанию;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных заболеваний от неинфекционных заболеваний;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Основы обороны государства
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих негативное влияние на национальные интересы России;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной службы;
– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ.
Элементы начальной военной подготовки
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении;
– применять средства индивидуальной защиты;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
– устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
– объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и модернизации ВС РФ;
– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
2. Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа состоит из 3 разделов:
Раздел 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Глава 1. «Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания».
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходык изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности.Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства.
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательнаяслужба МЧС России. Международное сотрудничество Россиипо противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуацийтехногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.Экстремальные ситуации криминогенного характера.Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизми безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность.Вынужденное автономное существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характераи безопасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средствпоражения. Защита населения и территорий от радиационнойопасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерациина защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.Особенности военной службы по призыву и альтернатив-
ной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российскихвоинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья:инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие.Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Основы здорового образа жизни:
Демографическая ситуация в России. Культура здоровогообраза жизни. Культура питания. Культура здорового образажизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Оказание первой помощипри неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Перваяпомощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.Медико-психологическая помощь. Первая помощь приранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах,обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортномпроисшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки
Групповые формы обучения: обучающие игры, викторины
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, анализ ситуации, сообщение, доклад, реферат, проект, творческие работы.
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google
Основные виды учебной деятельности
1) учебно-познавательная:
развитие информационной компетентности и функциональной грамотности по ОБЖ в процессе повторения пройденного: изучение ключевых понятий темы, терминов и определений, научных подходов к выявлению факторов риска для жизни и здоровья; закрепление нового материала на репродуктивном и продуктивном уровне: вопросы и задания; планирование личного поведения в экстремальной ситуации, самоопределение достаточности личных знаний по изучаемой теме; опыт самостоятельной творческой деятельности, сотрудничества в малой группе: учебно-исследовательской, проектной (коммуникация, презентация, портфолио);
2) аналитическая:
выявление причинно-следственных связей между явлениями и событиями, определяющими состояние опасности (безопасности) среды жизнедеятельности; моделирование стратегии безопасного поведения и оценка личной готовности к минимизации риска ущерба здоровью и безопасности;
3) практическая деятельность по формированию ключевых компетенций и компетентности по безопасности жизнедеятельности:
формирование личных убеждений, гражданской позиции, правовой грамотности, психофизической готовности к выработке качеств, полезных привычек, способов (моделей) безопасного поведения в опасных ситуациях, определяющих общую компетентность по безопасности жизнедеятельности:
— мотивационный компонент — формирование личных убеждений, ценностей и смыслов изучаемых понятий предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», гражданской позиции, правовой грамотности, личного отношения к вопросам охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
— информационный компонент — формирование научного мировоззрения, научной картины целостного восприятия мира и человека в нем; использование научных подходов в освоении моделей безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в формировании культуры безопасности жизнедеятельности личности, умение находить необходимую информацию по предмету ОБЖ, включая формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
— операционный компонент (практические умения, опыт): предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций и грамотно действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность в случае экстремальной ситуации; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь при неотложных состояниях; опираться в решении спорных вопросов на нормативно-правовые акты и законы Российской Федерации.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела программы, тема. |
Кол-во часов |
Дата проведения 10-а |
Дата проведения 10-б |
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства | ||||
Урок 1 |
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. |
1 |
|
|
Урок 2 |
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
1 |
|
|
Урок 3 |
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
1 |
|
|
Урок 4 |
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. |
1 |
|
|
Урок 5 |
Правила и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. |
1 |
|
|
Урок 6 |
Защита национальной безопасности государства от военных угроз. |
1 |
|
|
Урок 7 |
Защита личности, общества государства от угроз социального характера. |
1 |
|
|
Урок 8 |
Противодействие экстремизму. |
1 |
|
|
Урок 9 |
Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации. Контроль знаний (тестирование) |
1
|
|
|
Урок 10 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). |
1 |
|
|
Урок 11 |
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территории в чрезвычайных ситуациях. |
1 |
|
|
Урок 12 |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. |
1 |
|
|
Урок 13 |
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
1 |
|
|
Урок 14 |
Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование. |
1 |
|
|
Раздел 2. Военная безопасность государства. | ||||
Урок 15 |
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. |
1 |
|
|
Урок 16 |
Защита населения и территорий от радиационной опасности. |
1 |
|
|
Урок 17 |
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. |
1 |
|
|
Урок 18 |
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. |
1 |
|
|
Урок 19 |
Средство индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Контроль знаний (тестирование) |
1 |
|
|
Урок 20 |
Вооружённые Силы Российской Федерации: организационные основы. |
1 |
|
|
Урок 21 |
Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. |
1 |
|
|
Урок 22 |
Воинская обязанность и военная служба. |
1 |
|
|
Урок 23 |
Правила и обязанности военнослужащих. |
1 |
|
|
Урок 24 |
Боевые традиции и ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации |
|
| |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||
Урок 25 |
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. |
1 |
|
|
Урок 26 |
Здоровый образ жизни и его составляющие. |
1 |
|
|
Урок 27 |
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. |
1 |
|
|
Урок 28 |
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. |
1 |
|
|
Урок 29 |
Профилактика заболеваний передаваемых половым путём. |
1 |
|
|
Урок 30 |
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. |
1 |
|
|
Урок 31 |
Правила оказания первой помощи при травмах. |
1 |
|
|
Урок 32 |
Первая помощь при кровотечениях, ранениях. |
1 |
|
|
Урок 33 |
Первая помощь: сердечно-лёгочная реанимация. |
1 |
|
|
Урок 34 |
Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. |
1 |
|
|
Урок 35 |
Первая помощь. Контрольная работа по разделу. |
1 |
|
|
Всего часов: |
35 |
|
|