Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

МБОУ гимназия № 12                  г. Каменск-Шахтинский

логотип
ВХОД в Электронный дневник


ОИППИ

ЕГЭ

 

Комплексно-целевая программа "Модель ученического самоуправления"

Рассмотрена на Утверждена: педагогическом совете приказ № 158 от 30.08.2012

протокол № 1 от 29.08.2012 директор МБОУ гимназии №12

___________Т.С. Шиндер

Комплексно-целевая программа

«Модель ученического самоуправления

в гимназии»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназии №12

на 2012 – 2017 учебный год

2012 год

Содержание

Паспорт Программы «Модель ученического самоуправления в гимназии» …3

Введение ……………………………………………………………………….….5

Раздел 1. Содержательно-методические основы комплексно-целевой

программы «Модель ученического самоуправления в гимназии»……………7

1.1. Актуальность Программы …………………………………………………. 7

1.2. Цели и задачи Программы …………………………………………………. 8

1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы ………... 10

1.4. Основные приоритеты Программы ……………………………………… 10

Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в гимназии ... 13

2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления ……………. 13

2.2. Структура школьного ученического самоуправления …………………. 13

2.3. Структура классного ученического самоуправления ……………………17

2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления ... 18

2.5. Законы школьного ученического самоуправления …………………….. 19

2.6. Правила школьного ученического самоуправления …………………… 20

2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического

самоуправления …………………………………………………………… 22

Раздел 3. Организационно-управленческие основы комплексно-целевой программы «Модель ученического самоуправления в гимназии»…………..23

3.1. Этапы и сроки реализации Программы ………………………………….. 23

3.2. Ожидаемый результат Программы ………………………………………. 24

3.3. Мониторинг результатов реализации Программы ……………………… 24

Приложение 1. Положение о Школьном Правительстве…………….……….26

Приложение 2. Положение об ученической конференции…………...………30

Приложение 3. Положение о мэре класса……………………………………...33

Паспорт программы

Наименование Программы

«Модель ученического самоуправления в гимназии»

Цель программы

Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.

Задачи программы

§ Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков.

§ Формирование нравственных качеств, воспитание чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины.

§ Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

Сроки реализации программы

Август 2012 года – август 2017 года

Нормативно-правовые основания для разработки программы развития

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании».

5. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях».

6. Программа развития воспитания в системе образования России.

7. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №12

Основные разработчики программы

Ганулина О.В. – заместитель директора по воспитательной работе.

Исполнители основных мероприятий программы

Участники микросоциума (педагоги, родители, учащиеся, администрация, социальные партнеры).

Ожидаемые результаты

программы

Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка:

ü раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе гимназии;

ü развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

ü формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

Источники финансирования

Бюджетные и внебюджетные средства.

Введение

Сегодня усиливается потребность создания школьного самоуправления, особенно ученического, в связи с ликвидацией школьных общественных организаций (октябрятской, частично пионерской, комсомольской), которые играли огромную роль в организации воспитательной работы в школе. Только участвуя в работе общественных объединений, органов ученического самоуправления школьники включаются в разнообразную внеурочную работу.

Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление.

Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона “Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:

1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому нередко в настоящее время переносятся все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, формальная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать.

5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач, стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления.

Раздел 1. Содержательно-методические основы

комплексно-целевой программы

«Модель ученического самоуправления

в гимназии»

1.1. Актуальность Программы

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:

1) С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

2) С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм. При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.

1.2. Цель и задачи Программы

Опираясь на синергетический подход к образованию, который заключается в стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к собственным поискам и открытиям, гииназия разработала модель жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе. Реализация участниками микросоциума (гимназией, родителями, социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений ученика к миру и себе.

Формирование жизнеспособной личности ученика на каждом возрастном этапе рассматривается участниками микросоциума как условие его успешной социализации во взрослую жизнь.

Главной целью школьного самоуправления является содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Поэтому цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника гимназии. Выпускник гимназии – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность, но и личность, которой свойственны следующие качества:

o высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;

o патриотизм, политическая грамотность;

o активная жизненная позиция;

o способность к самоопределению в социуме и культуре.

Модель жизнеспособной личности ученика

на каждом возрастном этапе его развития


Параметры модели жизнеспособной личности ученика:

_________ - развитие познавательной сферы личности ученика

_________- развитие коммуникативной сферы личности ученика

_________ - развитие мотивационной сферы личности ученика

________ - формирование системы отношений к миру и самому себе

Достижение главной цели основано на решении следующих задач:

§ развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков;

§ формирование нравственных качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;

§ гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в работу гимназии.

Только развивая и углубляя школьное ученическое самоуправление, педагогический коллектив сможет решить задачу формирования жизнеспособной личности выпускника.

1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы

Программа «Модель ученического самоуправления в гимназии» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании».

5. Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях».

6. Программа развития воспитания в системе образования России.

7. Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №12.

1.4. Основные приоритеты Программы

Школьное ученическое самоуправление в содержании своей деятельности консолидирует различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества. Этим обусловлена педагогическая поддержка со стороны взрослых, эффективность которой определяется следующими условиями:

v педагог должен четко представлять себе объекты, с которыми ребенок может вступать в контакт в различных видах социальных отношений (ребенок-семья, ребенок-гимназия, ребенок-среда, ребенок-государство, ребенок-мир);

v педагог должен четко осознавать свою роль и функции в процессе социализации подростка и быть компетентным в вопросах социализации личности;

v Педагог должен в целом способствовать развитию и расширению детского самоуправления в условиях воспитательной системы гимназии и организации педагогического взаимодействия.

Функционирование системы школьного самоуправления основано на следующих принципах:

1) Разделение полномочий органов самоуправления гимназии и их тесное взаимодействие.

2) Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

3) Равноправие всех членов в органах самоуправления.

4) Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям.

5) Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе.

6) Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления.

7) Самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с исполнителями до их принятия.

8) Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение.

9) Учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств.

10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с

центральными органами самоуправления.

11) Законность принимаемых решений.

12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни,

деятельности органов самоуправления.

13) Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность

интересов учащихся.

Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в гимназии, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и детского ученического самоуправления.

Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие принципы:

ü Принцип педагогического руководства («целенаправленное развитие детского самоуправления»).

ü Принцип предметности и социальной значимости деятельности («есть деятельность – есть орган самоуправления»).

ü Принцип единства планирования деятельности и учета интересов учащихся.

ü Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления.

ü Принцип регулярной сменяемости видов деятельности, функций руководства и подчинения.

ü Принцип сознательности при выборе в состав органов ученического самоуправления.

ü Принцип согласия.

ü Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления.

Учет данных принципов позволяет создать систему ученического самоуправления как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.

Раздел 2. Структурная модель ученического

самоуправления в гимназии

2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления

Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:

§ открытость и доступность – все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности;

§ добровольность и творчество – свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей;

§ равенство и сотрудничество – и выборный актив, и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;

§ непрерывность и перспективность – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся.

На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.

2.2. Структура школьного ученического

самоуправления

Модель ученического самоуправления складывалась в гимназии постепенно: от Совета старшеклассников и трех объединений по интересам на параллелях 1-4, 5-8, 9-11 классов – к системе органов ученического самоуправления, как части государственно-общественного управления гимназии.

Структура школьного ученического самоуправления представляет собой государственную структуру органов управления (см. схему 1), во главе которой стоит Президент гимназии, выбирается из учащихся 9-11 классов на неограниченный срок. Выборы Президента гимназии происходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия гимназии.

Схема 1

Структура школьного ученического самоуправления



Основными функциями Президента гимназии являются:

Ø Организация работы Ученической конференции.

Ø Проведение заседаний Ученической конференции.

Ø Контроль за выполнением решений Ученической конференции.

Ø Координация связи органов ученического самоуправления.

Ø Осуществление связи с администрацией гимназии, методическим объединением классных руководителей и со всеми учителями гимназии.

Высшим исполнительным органом ученического самоуправления является Школьное Правительство, которое формируется на выборной основе сроком на один год.

Целью работы Школьного Правительства является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции.

Задачами деятельности Школьного Правительства являются:

o формирование интереса к изучению учебных дисциплин и ведение систематического контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся;

o изучение интересов учащихся и их привлечение к участию в мероприятиях гимназии;

o реализация возможностей учащихся практически познакомиться с разными видами творчества и вовлечь их в общественную деятельность;

o вовлечение учащихся в систематические занятия физкультурой и спортом и пропаганда здорового образа жизни;

o реализация плана воспитательной работы в гимназии;

o информирование учащихся о событиях в школьной жизни.

В состав Правительства входят 6 министерств: Министерство науки и образования, Министерство культуры, Министерство здравоохранения, Министерство физкультуры и спорта, Министерство труда и социального развития, Министерство печати и информации, в каждое из которых учащимися 5-11 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе голосованием. На первом организационном заседании Школьного правительства голосованием избирается Председатель Школьного правительства, кандидатура которого далее утверждается Президентом гимназии, а также в каждом Министерстве выбирается Министр. За каждым Министерством закрепляется куратор из числа педагогов гимназии. Заседания Школьного Правительства проводятся не реже 1 раза в месяц. Деятельность Школьного Правительства регламентируется Положением о Школьном Правительстве МБОУ гимназии №12.

Высшим представительным органом ученического самоуправления учащихся гимназии является Ученическая конференция, которая преследует воспитательную цель педагогов гимназии по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции. Руководство и координацию Ученической конференцией осуществляет Президент гимназии, избираемый общешкольным голосованием.

Целью деятельности Ученической конференции является обеспечение межгруппового единства в коллективе гимназии и преемственности в работе органов самоуправления.

Задачами деятельности Ученической конференции являются:

o развитие и сохранения традиций гимназии;

o представление интересов учащихся в процессе управления гимназией;

o координация внутренней деятельности, направленной на удовлетворение интересов членов школьного коллектива;

o защита прав учащихся.

Основной функцией Ученической конференции является координация деятельности всех органов и объединений учащихся гимназии, планирование внеклассной и внешкольной работы учащихся. Ученическая конференция формируется из Президента гимназии, Председателя Школьного Правительства, Министра науки и образования, Министра культуры, Министра здравоохранения, Министра физкультуры и спорта, Министра труда и социального развития, Министра печати и информации, Кураторов (из числа педагогов) всех министерств. Заседание Ученической конференции проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по необходимости. Ученическая конференция действует на основании действующего законодательства, Устава гимназии и Положения об Ученической конференции.

2.3. Структура классного ученического самоуправления

Первичным коллективом ученического самоуправления (см. схему 2) является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: мэра и его заместителей по науке и образованию, культуре, здравоохранению, физкультуре и спорту, труду и социальному развитию, печати и информации.

Схема 2

Структура классного ученического самоуправления


Мэр класса – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для органи­зации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и разви­тию лучших традиций класса и гимназии. Мэр избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура мэра согласовыва­ется с классным руководителем. Срок полномочий мэра определяется общим собранием класса. Мэр класса входит в состав Школьного правительства. Деятельность мэра класса определяется Положением о мэре.

Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и школьное ученическое самоуправление и преследует цель – вовлечение всех учащихся в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в гимназии в целом.

2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления

Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:

№ п/п

Направление

Содержание деятельности

1

Представительское направление

· участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений;

· выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни;

· участие в работе органов общешкольного самоуправления.

2

Информационное направление

· информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения;

· информирование школьников о деятельности ученического совета.

3

Организаторское направление

· поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников;

· развитие досуговой деятельности учащихся.

4

Правозащитное направление

· отстаивание прав учеников гимназии;

· защита прав учеников в гимназии.

5

Направление конфликт-менеджмента

· посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;

· участие в разрешении ученических конфликтов на основе сотрудничества с социально-психологической службой гимназии.

6

Шефское направление

· организация шефства старших над младшими;

· помощь ветеранам ВОВ.

7

Направление внешних связей

· сотрудничество с внешкольными структурами;

· организация взаимодействия с органами самоуправления соседних школ;

· привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом.

2.5. Законы школьного ученического самоуправления

Закон ответственности:

· Члену органов ученического самоуправления гимназии есть дело до всего, что делается в гимназии. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность.

· Член органов ученического самоуправления настойчиво добивается выполнения решений органов ученического самоуправления гимназии, он не ждет указаний, а сам при­нимает решение и организует дело;

· Член органов ученического самоуправления гимназии не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Он - пример в отношении к делу, к учебе и к труду.

· Член органов ученического самоуправления гимназии отвечает перед органом ученического самоуправления за свои действия, которые он совершал. За эти дейст­вия и за свою работу член органов ученического самоуправления гимназии отчи­тывается на заседании органов ученического самоуправления, а также на общем собрании учащихся гимназии или на общешкольной ученической Конференции

Закон внимательности:

· Член органов ученического самоуправления гимназии внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что дела­ется в гимназии.

· Член органов ученического самоуправления внимательно читает объявления о заседаниях органов ученического самоуправления.

Закон точности:

· Член органов ученического самоуправления гимназии точен во времени и в делах.

· Член органов ученического самоуправления держит свое слово.

Закон дисциплины:

· Член органов ученического самоуправления выпол­няет Устав гимназии, все законы, правила, решения и поручения органов ученического самоуправления.

· Член органов ученического самоуправления поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.

2.6. Правила школьного ученического самоуправления

Правило свободного микрофона:

§ Высказываться может каждый член органов ученического самоуправления, но после того, как выступающий закончит гово­рить или истечет время его выступления.

§ Президент имеет исключительное право передавать «микрофон» (слово) кому-либо дру­гому.

§ Если ведущий не передаст никому «микрофон», его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное ус­ловие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к за­кончившему выступление.

§ Выступающего внимательно выслушивают.

Правило двух минут для вы­ступления:

§ Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут.

§ Выступая, помните: «Не говори длинно, а говори сжато».

Правило семи минут для доклада:

§ Доклад может длиться не дольше семи минут.

§ Для очень важного и содержательного докла­да по решению органов ученического самоуправления может быть дано дополнительное время.

Правило поднятой руки:

§ Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать.

§ Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно, не перебивая.

§ Если подня­то несколько рук, то очередность выступающих определяет Президент.

Правило реплик:

§ Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.

Правило свободы мнений:

§ Для совета ровно значит: «Думаешь ли ты как все или думаешь иначе».

Правило конструктивной критики:

§ Ты такой обычай знай: «Критикуешь - предлагай!»

Правило блокнота и ручки:

§ На заседания члены органов ученического самоуправления приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать учащимся.

2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления

К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:

1. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №12.

2. Положение об Ученической конференции.

3. Положение о Школьном Правительстве.

4. Положение о мэре класса.

5. Положение о выборах Президента.

6. План воспитательной работы.

7. План работы Ученической конференции.

8. План работы министерств Школьного правительства.

В ходе своей работы органы школьного ученического самоуправления ведут следующую документацию:

- учет посещаемости заседаний членами ученической конференции, Школьного Правительства;

- протоколы заседаний ученической конференции, Школьного Правительства;

- справки о проведении мероприятий и контроле за деятельностью.

Раздел 3. Организационно-управленческие основы

комплексно-целевой программы

«Модель ученического самоуправления

в общеобразовательной школе»

3.1. Этапы и сроки реализации Программы

Реализация школьной Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» осуществляется на трех этапах сроком с августа 2012 года по август 2017 года.

№ п/п

Этап

Сроки

Содержание

1

Подготовительный

этап

Август 2012 года – сентябрь 2012 года

Обоснование участниками педагогического процесса актуальности проблемы развития детского самоуправления.

Разработка школьной Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе» и ее утверждение на педагогическом совете гимназии.

2

Основной

этап

Октябрь 2012 года – март 2017 года

Реализация цели и задач Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе». Промежуточный анализ деятельности участников микросоциума (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации модели ученического самоуправления.

3

Заключительный

этап

апрель

2017 года – август 2017 года

Экспертиза реализации цели и задач Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе». Определение перспективы дальнейшего развития системы школьного самоуправления. Обобщение опыта участников микросоциума гимназии (педагогов, учащихся, родителей) и его распространение.

3.2. Ожидаемый результат Программы

Конкретное представление приведенной цели программы выражается в формулировании основного ожидаемого результата, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка. Предполагаемый результат Программы заключен в совокупности трех составляющих:

ü раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе гимназии;

ü развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

ü формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

3.3. Мониторинг результатов реализации Программы

Критериями реализации Программы выступает достижение цели и задач Программы «Модель ученического самоуправления в общеобразовательной школе».

Показателем достижения цели и задач Программы является эффективность социализации личности учащегося, которая определяется на основе трех параметров:

1) сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;

2) сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

3) сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства.

Мониторинг результатов реализации Программы включает в себя следующие компоненты:

Ø диагностика уровня воспитанности учащихся;

Ø анкетирование «Почему я работаю в органах ученического самоуправления»;

Ø анкетирование «В ученическом самоуправлении я сумел»;

Ø методика «Белая береза» на выявление самореализации школьников в ученическом самоуправлении;

Ø методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении”;

Ø методики Андреева А.А. “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” и т. д.

Управление реализацией Программы и контроль за ее результатами осуществляет директор гимназии и заместитель директора по воспитательной работе гимназии.

Приложение 1

Положение о Школьном Правительстве

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения гимназии №12

ПОЛОЖЕНИЕ

о Школьном Правительстве

МБОУ гимназии №12

1. Общие положения

Школьное Правительство является высшим исполнительным органом школьного ученического самоуправления:

Ø В состав Правительства входят 6 министерств: Министерство науки и образования, Министерство культуры, Министерство здравоохранения, Министерство физкультуры и спорта, Министерство труда и социального развития, Министерство печати и информации.

Ø Школьное Правительство формируется на выборной основе сроком на два года.

Ø В состав каждого министерства учащимися 5-11 классов делегируется по одному представителю от класса, который избирается в классном коллективе прямым открытым голосованием.

Ø На первом организационном заседании Школьного правительства голосованием избирается Председатель Школьного правительства, кандидатура которого далее утверждается Президентом гимназии, а также в каждом Министерстве выбирается Министр.

Ø За каждым Министерством закрепляется куратор из числа педагогов гимназии.

Ø Заседания Школьного Правительства проводятся 1 раз в месяц и по мере необходимости.

Ø В составе Правительства могут быть сформированы комиссии и инициативные группы.

2. Цели и задачи Школьного Правительства

Целью работы Школьного Правительства является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции.

Задачами деятельности Школьного Правительства являются:

o формирование интереса к изучению учебных дисциплин и ведение систематического контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся;

o изучение интересов учащихся и их привлечение к участию в мероприятиях гимназии;

o реализация возможностей учащихся практически познакомиться с разными видами творчества и вовлечь их в общественную деятельность;

o вовлечение учащихся в систематические занятия физкультурой и спортом и пропаганда здорового образа жизни;

o реализация плана воспитательной работы в гимназии;

o информирование учащихся о событиях в школьной жизни.

3. Функции Школьного Правительства

Министерство науки и образования:

· контроль за успеваемостью, посещаемостью;

· проверка дневников;

· составление таблиц успеваемости и посещаемости;

· помощь отстающим ученикам;

· проверка состояния учебников;

· участие в организации школьных олимпиад, предметных недель;

· контроль за участием в конкурсе «Ученик года».

Министерство культуры:

§ организация КТД;

§ организация и контроль за проведением экскурсий, посещением выставок;

§ разработка сценариев праздников, конкурс;

§ контроль за участием классов в конкурсе «Класс года».

Министерство физкультуры и спорта:

· контроль за работой в гимназии секций;

· участие в соревнованиях;

· организация и проведение Дней здоровья, спортивных праздников.

Министерство здравоохранения:

§ контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения;

§ изучение динамики групп здоровья гимназии;

§ организация и проведение мероприятий по ЗОЖ;

§ озеленение гимназии.

Министерство труда и социального развития:

· шефство над учащимися начальной школы, ветеранами, инвалидами и престарелыми людьми;

· работа по утеплению гимназии;

· проведение субботников;

· работа школьного музея;

· организация уроков мужества и славы.

Министерство печати и информации:

§ оформление плана ВР на каждый месяц, плана работы на каникулах;

§ проведение конкурсов плакатов, рисунков;

§ выпуск школьной газеты;

§ информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса.

6. Права и обязанности члена Школьного Правительства

Члены Школьного Правительства имеют право:

1. Проводить заседания своего министерства и принимать в них активное участие.

2. Выносить ответственные решения (объявлять благодарности, выносить взыскания).

3. Вызывать на свое заседание любого ученика; приглашать родителей, классных руководителей, учителей.

4. Утверждать план проведения ученических мероприятий.

5. Устанавливать шефство (над начальными классами, ветеранами, инвалидами и т.д.).

6. Организовывать ключевые дела, давать оценку, наблюдать за участием классов.

7. Планировать работу на будущее.

Члены Школьного Правительства обязаны:

1. Соблюдать настоящее положение, устав гимназии.

2. Участвовать в работе заседаний Министерств.

3. Отчитываться на ежемесячном заседании Министерств о проведенных мероприятиях в своем классе.

4. Принимать и рассматривать все предложения учеников и учителей.

5. Представлять в Министерстве интересы своих одно­классников, доводить да сведения Правительства все предло­жения учеников и учителей.

6. Информировать учеников гимназии обо всех принятых решениях.

7. Организовывать работу классов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива.

Настоящее положение разработано на основе Закона «Об образовании РФ», Устава МБОУ гимназии №12 и вступает в силу с момента утверждения. Изменения в настоящее положение вносятся Советом гимназии по предложению Ученической конференции гимназии.

Приложение 2

Положение об Ученической конференции

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения гимназии №12

ПОЛОЖЕНИЕ

об Ученической конференции

МБОУ гимназии №12

1. Общие положения

ü Ученическая конференция МБОУ гимназии №12 является высшим представительным орга­ном ученического самоуправления учащихся гимназии и преследует воспитательную цель педагогов гимназии по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции.

ü Руководство и координацию Ученической конференцией осуществляет Президент гимназии, избираемый общешкольным голосованием.

ü Заседание ученической конференции проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по необходимости.

ü Решение ученической конференции считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов ученической конференции.

ü Ученическая конференция действует на основании действующего законодательства, Устава гимназии и настоящего Положения.

2. Цели и задачи Ученической конференции

Целью деятельности ученической конференции является обеспечение межгруппового единства в коллективе гимназии и преемственности в работе органов самоуправления.

Задачами деятельности ученической конференции являются:

o развитие и сохранения традиций школы;

o представление интересов учащихся в процессе управления школой;

o координация внутренней деятельности, направленной на удовлетворение интересов членов школьного коллектива;

o защита прав учащихся.

3. Функции Ученической конференции

1. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся гимназии, планирует внеклассную и внешкольную работу учащихся.

2. Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в гимназии.

3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.

4. Готовит и проводит собрания и конференции учащихся гимназии.

5. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.

6. Заслушивает отчеты о работе своих министерств и других, рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений учащихся и принимает по ним необходимые решения.

7. Слушает отчеты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.

8. Решает вопросы поощрения и наказания.

9. Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.

10.Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.

11.Утверждает состав делегации учащихся гимназии на городские (районные) совещания и конференции школьников.

4. Состав Большого Ученической конференции

В состав Ученической конференции входят:

v Президент гимназии.

v Председатель Школьного Правительства.

v Министр науки и образования.

v Министр культуры.

v Министр здравоохранения.

v Министр физкультуры и спорта.

v Министр труда и социального развития.

v Министр печати и информации.

v Кураторы (из числа педагогов) всех министерств.

5. Порядок формирования Ученической конференции

Школьный ученический совет формируется из Президента гимназии, Председателя Школьного Правительства, Министра науки и образования, Министра культуры, Министра здравоохранения, Министра физкультуры и спорта, Министра труда и социального развития, Министра печати и информации, Кураторов (из числа педагогов) всех министерств.

v Ученическая конференция учащихся избирается сроком на два года.

v Президент гимназии выбирается на два года.

v Выборы Президента гимназии происходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия гимназии.

v Министры Школьного Правительства, Председатель Школьного Правительства выбираются на первом заседании Школьного Правительства большинством голосов при прямом открытом голосовании.

v В своей деятельности Ученическая конференция гимназии руководствуется Уставом гимназии и настоящим Положением.

6. Права и обязанности члена Ученической конференции

Члены Ученической конференции гимназии имеют право:

§ интересоваться всем, что происходит в гимназии, задавать об этом во­просы учащимся, представителям школьных органов самоуправления, ро­дителям учеников, директору гимназии и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в гимназии ответственные поручения;

§ свободно участвовать в обсуждении вопросов конференции;

§ предлагать конференции вопросы для обсуждения;

§ предлагать конференции свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;

§ при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением;

§ открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия конференцией решения по этим вопросам;

§ критиковать деятельность любого органа самоуправления гимназии, класса или другого объе­динения, а также деятельность и поведение любого ученика или взрослого;

§ в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени конференции (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);

§ давать от имени конференции поручения классным коллективам, школьным группам и объединениям, а также учащимся гимназии и требовать выполнения этих поручений;

§ представлять Ученическую конференцию в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.

Члены Ученической конференции обязаны:

Ø участвовать в работе заседаний конференции;

Ø выполнять законы, традиции и правила конференции;

Ø принимать активное участие в деятельности рабочих групп других общественных объединений, которые создает Учени­ческая конференция гимназии, и отчитываться за свою работу в них на заседаниях конференции;

Ø выполнять поручения конференции и своевременно отчитываться за их выполнение;

Ø информировать учащихся о работе Ученической конференции гимназии;

Ø представлять на конференции мнения и интересы своих одно­классников, доводить до сведения Ученической конференции все предло­жения и замечания, которые учащиеся высказывают в ее адрес.

7. Взаимодействие Ученической конференции гимназии

с учащимися, учителями, родителями и администрацией гимназии

Права учащихся гимназии:

§ получать информацию о деятельности Ученической конференции и о его решениях;

§ высказывать конференции и, прежде всего, представителю своего класса пожелания, критические замеча­ния и предложения по улучшению жизнедеятельности гимназии;

§ присутствовать на заседаниях и участвовать в работе конференции: вы­сказывать согласие или несогласие с чьей-либо позицией, предлагать, отстаивать свое мнение;

§ лично обращаться с просьбами и предложениями.

Обязанности учащихся гимназии:

§ выполнять решения Ученической конференции гимназии;

§ содействовать работе конференции.

Учителя и родители имеют право:

§ участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях конференции;

§ критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями конференции;

§ высказывать конференции предложения и рекомендации.

Учителя и родители учащихся обязаны:

§ ува­жать решения Ученической конференции гимназии;

§ в случае несовпадения мнений взрослых и детей создается со­гласительная комиссия для выработки предложений по урегулирова­нию спорных вопросов и формулированию согласованных решений; Ученическая конференция имеет право утвердить или не утвердить предложения согласительной комиссии.

Директор гимназии имеет право:

§ участвовать в обсуждении вопросов на заседаниях конференции;

§ предлагать Ученической конференции гимназии вопросы для обсужде­ния на заседаниях;

§ высказывать конференции предложения и рекомендации;

§ критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями конференции, высказывать им замечания;

§ принимать совместно с Президентом гимназии в ис­ключительных ситуациях решение о роспуске действующе­го состава конференции.

10. Нормативно-правовая база

В своей деятельности Ученическая конференция руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

Ø Всеобщая декларация прав человека.

Ø Конвенция о правах ребенка.

Ø Конституция РФ.

Ø Закон об образовании.

Ø Устав МБОУ гимназии.

Ø Положение об ученической конференции.

Ø Закон РФ «Об основных гарантиях ребенка в РФ».

Приложение 3

Положение о мэре класса

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения гимназии №12

ПОЛОЖЕНИЕ

о мэре класса

МБОУ гимназии №12

1. Общие положения

ü Мэр – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для органи­зации самоуправления в классе и помощи классному руководителю.

ü Мэр избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура мэра согласовыва­ется с классным руководителем.

ü Срок полномочий мэра определяется общим собранием класса.

ü В своей деятельности мэр стремиться к сохранению и разви­тию

лучших традиций класса и гимназии.

ü Как помощник классного руководителя мэр класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя мэр может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в дан­ном конкретном поручении) однокласснику. Классный руководитель оказывает мэру помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.

ü Мэр класса входит в состав Правительства гимназии, пользуется правами и выполняет обязанности.

2. Права мэра класса

Мэр класса имеет право:

§ созывать и проводить общие собрания класса;

§ собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;

§ давать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;

§ требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении по­ручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (мэром);

§ организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;

§ оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;

§ в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;

§ определять объем работы дежурных по классу;

§ контролировать работу дежурных по классу;

§ выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;

§ для проведения занятий (по поручению учителя или в случае осо­бой необходимости) брать журнал в учительской и ключ от кабинета;

§ представлять интересы класса в общественных организациях гимназии;

§ участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса.

3. Обязанности мэра класса

Мэр класса обязан:

· знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;

· знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;

· организовывать дежурство по классу, составлять графики де­журства, назначать дежурных по классу и координировать их дейст­вия, во время дежурства класса по гимназии назначать дежурных на по­сты, инструктировать дежурных об их обязанностях;

· заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабине­та) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назна­чать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;

· выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;

· учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними;

· координировать взаимодействие учащихся класса и обществен­ных объединений по самоуправлению класса;

· информировать коллектив класса о решениях органов учени­ческого самоуправления гимназии, касающихся класса;

· по поручению классного руководителя и в его отсутствие орга­низовывать работу класса.

4. Ответственность мэра класса

Мэр класса отвечает:

o за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;

o за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;

o за организацию самоуправления в классе.

За выполнение своих обязанностей мэр класса отвечает перед:

o общим собранием класса;

o классным руководителем;

o школьным Правительством;

o Ученической конференцией.