Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

I. Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования»;

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Сроки реализации программы – 1 год.

Программа рассчитана на 0,5 часов в неделю, всего – 17 часов за год обучения

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России. Через литературу передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Главными целями изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

• поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

• овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исследования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:

· воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

· воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;

· формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

· осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;

· овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

· развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

II . Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.

В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

· совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

· воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, донского края, основ культурного наследия;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения, связанных с донским краем;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

· осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная литература(русская)» в основной школе являются следующие:

· самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

· самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

· соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

· умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

· понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

III . Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»

ВВЕДЕНИЕ

«Край родной, навек любимый…». Родная литература : тенденции и традиции. Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература.

Казачьи легенды

Повесть о взятии Азова"

Русские поэты 19 века о Доне (обзор)

Г.Р.Державин "Атману и Войску Донскому"

В. А. Жуковский "К Воейкову" (отрывок)

А.С.Пушкин" Казак", "Калмычке"

Донские поэты А. С. Пушкину.

М.Ю. Лермонтов "Два сокола"

По пути, повторенному А.С. Пушкиным. Лермонтов на Дону

С легкой руки Пушкина. Н. А. Дурова "Записки кавалерист-девицы "

Л.Г. Григорьян "Из Пушкинской тетради"

А. Г. Гарнакерьян "Мой Лермониов"

Выразительное чтение стихотворений

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя

Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

Опорные понятия: статья, арабески. Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе)

А.В.Кольцов Лирика

И.С.Никитин. А.Н.Майков Лирика.

А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”»

Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

Есенин на донской земле

М.А. Шолохов. Воен­ный очерк «Наука ненависти».

Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». Уроки-беседы по проблемным вопросам.

Поэты Дона, с «кровавых не пришедшие полей»

Виртуальная экскурсия «Литературные места города Таганрога»

Групповой проект «Литературные места Ростовской области» (защита творческого проекта).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Тема

Дата

Количество часов

       

 

 ВВЕДЕНИЕ.  «Край родной, навек любимый…». Родная   литература : тенденции и традиции.  Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература.

 Казачьи    легенды

 

 

1

2.       

 «Повесть  о взятии  Азова"

Русские поэты  19  века  о Доне  (обзор)

 

1

3.       

 Г.Р.Державин  "Атману  и  Войску  Донскому"

В. А.  Жуковский  "К Воейкову"  (отрывок)

 

1

4.       

 А.С.Пушкин" Казак",  "Калмычке"

Донские   поэты   А. С. Пушкину.

 

1

5.       

М.Ю.  Лермонтов  "Два сокола"

По   пути,  повторенному А.С.  Пушкиным. Лермонтов  на   Дону

 

1

6.       

С  легкой руки Пушкина.  Н.  А.  Дурова 

 "Записки  кавалерист-девицы "

 

1

7.       

Л.Г.  Григорьян "Из   Пушкинской   тетради"

А. Г.  Гарнакерьян "Мой Лермонтов"

 

1

8.       

 

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя

Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине». Опорные понятия: статья, арабески. Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе)

 

1

1

9.       

А.В.Кольцов Лирика.

И.С.Никитин. А.Н.Майков  Лирика.

 

1

10.   

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”»

 

1

11.   

 Творческая мастерская: подготовка к  сочинению юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему. Домашнее сочинение

 

1

12.   

М.А.  Шолохов.  Воен­ный очерк «Наука ненависти»

 

1

13.   

 

Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». Уроки-беседы по проблемным вопросам.

 

1

 

14.   

А.Калинин «Цыган»

 

1

 

15.   

Поэты Дона, с «кровавых не пришедшие полей»

 

1

16.   

Виртуальная экскурсия «Литературные места города Таганрога»

 

1

17.   

Групповой проект «Литературные места Ростовской области» (защита творческого проекта).

 

1