Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

  1. Планируемые результаты .

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • зстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического сознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умению самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • умению определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • смысловому чтению текстов разных стилей и жанров;
  • умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умению самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты освоения программы:

Выпускник получит возможность:

· понимать роль музыки в жизни человека;

· иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

· понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

· иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

· знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

· иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Выпускник научится:

· эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

· исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

· ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

· использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Музыка в современном мире: традиции и инновации .

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. Определение балета. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки. Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.Музыкальная характеристика Эскамильо. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.

Раздел 2. Особенности камерной и симфонической музыки (18ч)

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации. Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М., Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатурян А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Введение в тему.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Расширение и углубление знаний.

Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Повторение и обобщение полученных знаний

Выявление различных стилей музыкального искусства.

Запись в тетрадь о своих музыкальных впечатлениях. Выявление особенностей драматургии симфонической музыки. Слушание фрагментов из опер, сравнение эмоционального строя и музыкального языка оперных фрагментов. Пение мелодий – тем из оперы «Иван Сусанин» и их сравнение. Выявление принципов при раскрытии образов. Сопоставление образов изобразительного искусства и музыки. Раскрытие особенностей дрматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Раскрытие образов балета.

Сравнительный анализ музыкальных сочинений и произведений изобразительного искусства. Характеристика образного строя увертюры (заполнение эмоционального словаря). Выявление отличий образных характеристик главных героев в литературном и музыкальном произведениях. Пение мелодий - тем. Прослушивание музыкальных характеристик главных героев в балете. Запись впечатлений от музыки. Выявление приемов развития полифонической музыки. Прослушивание фрагментов из рок-оперы. Выявление средств драматургического развития музыкальных образов. Запись отрывков из трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Выявление музыкальных приемов, раскрывающих образы гоголевских персонажей. Анализ приемов развития посредством исполнения народных песен разных жанров. Сопоставление и анализ сочинений Баха и М.Березовского. Сопоставление этюдов Ф.Шопена и Ф.Листа.

Выявление изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции. Выявление особенностей формы инструментального концерта.

Раскрытие противоположностей в соотношении тождества и контраста.

Анализ приемов драматургического развития в симфонических произведениях. Определение содержания, эмоционального строя и национального колорита.

Исполнение и разучивание песен различных стилей.

Защита проектов.

3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема урока (раздела)

Колво часов

Дата

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

17

1

Классика и современность

1

2

В музыкальном театре. Опера

1

3

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»

1

4

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Ария князя Игоря

1

5

Опера «Князь Игорь». Портрет половцев. Плач Ярославны

1

6

В музыкальном театре. Балет

1

7

Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

1

8

Героическая тема в русской музыке

1

9

В музыкальном театре. Джордж Гершвин

1

10

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

1

11

Опера Ж.Бизе «Кармен». Образ Кармен

1

12

Опера Ж.Бизе «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо

1

13

Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки

1

15

Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1

16

«Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

1

17

«Музыканты – извечные маги»

1

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

18

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1

19

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

20

Камерная, инструментальная музыка: этюд

1

21

Транскрипция

1

22

Циклические формы инструментальной музыки

1

23

Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховена

1

24

Соната №11 В.-А. Моцарта

1

25

Симфоническая музыка. Симфония №103.Й.Гайдна. Симфония № 40 В.А. Моцарта

1

26

Симфония №1 «Классическая» С.Прокофьева. Симфония № 5 Л.Бетховена

1

27

Симфония №8 «Неоконченная» Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова

1

28

Симфония №5 П.Чайковского

1

29

Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостоковича

1

30

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси

1

31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна

1

32

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»

1

33

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и опер

1

34

Пусть музыка звучит!

1

35

Исследовательский проект

1