Цвета сайта:
|
Размер шрифта:
|
|
Шрифт: |
Arial Times New Roman Verdana | |
Интервал между буквами: |
Стандартный Средний Большой | |
Голосовой диктор: |
Включить |
Уважаемые родители!
Приём заявлений для зачисления в первый класс в МБОУ гимназию № 12 начинается 1 апреля 2021 года.
Администрация гимназии
Планируемые результаты изучения учебного предмета "История"
История Нового времени
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.) в) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
· российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
· осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
· использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
· умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
· целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
· уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.
Структура курса
« История России XVI — конец XVII века »
№ |
Тема |
Примерное кол-во часов |
1 |
Введение. |
1 |
2 |
Россия в XVI в |
19 |
3 |
Россия в XVII в. |
19 |
4 |
Итоговое повторение. |
1 |
5 |
Резерв |
2 |
|
Итого |
42 |
«История Нового времени»
№ |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение. От Средневековья к Новому времени |
1 |
2 |
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация |
18 |
3 |
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) |
7 |
4 |
Итоговое повторение. Значение раннего Нового времени . |
1 |
5 |
Резерв |
1 |
|
Итого |
28 |
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.
Групповые формы обучения: обучающие игры
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google
« История России XVI — конец XVII века »
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Вводный урок. | |
Место и значение периода XVI — конца XVII в. в истории России. Общие закономерности становления и развития многонационального Российского государства. |
Актуализировать знания по курсу истории России с древнейших времен до начала XVI в. Планировать деятельность по изучению истории России XVI — XVII вв. Характеризовать источники по российской истории XVI—XVII столетий |
Тема 1. Россия в XVI в. ( 19 часов) | |
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства. Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники. Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа. Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства. Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в. Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий. Россия в системе европейских международных отношений в XVI в. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий. |
Объяснять значение понятия : челобитная, посад, самодержец, выражения «Москва — Третий Рим», реформа, стрельцы, приказ, служилые люди, опричнина, «заповедные лета», крепостное право Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III , социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. , «Избранную раду» и Земский собор как правительственные учреждения, основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов, причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской войне, основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI в., территорию и главные города Московского государства в середине XVIв. Составлять характеристику (исторический портрет Василия III , Ивана IV . Составлять описание памятников материальной и художественной культуры; объяснять, в чем состояло их назначение; оценивать их достоинства Осуществлять поиск информации для подготовки сообщений / презентаций о памятниках |
Тема 2. Смута в России. (19 часов) | |
Смутное время, дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви. Культурное пространство Культура народов России в XVII в. |
Давать определения понятий: патриаршество, урочные лета, Смута, самозванец, крестоцеловальная запись, Семибоярщина, Первое ополчение. засечная черта, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок , : сословие, дворянство, духовенство, Государев двор, посадские люди, черносошные крестьяне, владельческие крестьяне абсолютизм , раскол, старообрядчество, казаки Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно-представительная монархия, самодержавие Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова, царя Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и давать им оценку, Объяснять причины кризиса власти, значение учреждения в России патриаршества. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в., в чем заключались причины Смуты. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России» Аргументировать оценку действий участников ополчений Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения. Использовать исторические карты при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в., власть первых Романовых; сильные и слабые стороны приказной системы сравнивать ее с властью Ивана Грозного. Составлять таблицу «Основные сословия в России XVII в.»; использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.» |
| |
Итоговый урок |
Систематизировать исторический материал по истории России XVI — XVII вв. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVI — XVII вв. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) |
«История Нового времени: 1500—1700 »
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Введение. От Средневековья к Новому времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Хронологические границы и этапы Нового времени. |
Объяснять смысл понятия Новое время. Использовать знание хронологии и этапов Нового времени при анализе событий. Рассказывать о технических открытиях и их социально-экономических последствиях. Показывать по карте морские пути мореплавателей-первопроходцев. Характеризовать открытие и его значение |
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | |
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели. Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии . Книгопечатание. Географические представления. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Европейское общество в раннее Новое время. Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Повседневная жизнь. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Великие гуманисты Европы. От раннего Возрождения к высокому. Мир художественной культуры Возрождения. Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Рождение новой европейской науки. Условия развития революции в естествознании. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. |
Магеллана, Э. Кортеса. Рассказывать о значении Великих географических открытий. об условиях развития предпринимательства. Выделять в тексте условия складывания абсолютизма в европейских государствах. Характеризовать политику Генриха VIII Тюдора, Елизаветы Тюдор, Якова I Стюарта, Людовика XIV Бурбона. Объяснять причины появления республик в Европе, как изменилось производство с появлением мануфактуры. Сравнивать положение буржуазии и джентри в раннее Новое время. Оценивать действия властей по отношению к нищим и их последствия. Раскрывать сущность открытий Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона. Раскрывать смысл и формулировать содержание понятия Реформация. Называть причины и сущность Реформации. Показывать особенности протестантизма Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к событиям и процессам Реформации. Объяснять эффект учения Кальвина. Называть причины, цели, средства и идеологов Контрреформации. Сравнивать учение Лютера и Кальвина по самостоятельно найденному основанию, позиции католиков и гугенотов. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника |
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | |
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Международные отношения в XVI—XVIII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Влияние европейских войн на международные отношения. |
Называть причины революции в Нидерландах. Характеризовать особенности Голландской Республики. Рассказывать о лесных и морских гёзах, их идеалах. об основных событиях гражданской войны, о политическом курсе О. Кромвеля. Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к революционным событиям. Объяснять причины начала противостояния короля и парламента в Англии. Сравнивать причины нидерландской и английской революций. Составлять сообщение об О. Кромвеле и его роли в изменении Англии. Объяснять особенности парламентской системы в Англии. Составлять словарь понятий темы урока и комментировать его |
Календарно-тематическое планирование
« История России XVI — конец XVII века »
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
дата | ||
|
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч) |
|
|
| |
1 |
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. |
1 |
|
| |
2 |
Территория, население и хозяйство России в начале XVI в. |
1 |
|
| |
3 |
Формирование единых государств в Европе и России |
1 |
|
| |
4 |
Российское государство в первой трети XVI в. |
1 |
|
| |
5 |
Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. |
1 |
|
| |
6- |
Начало правления Ивана IV. |
1 |
|
| |
7 |
Реформы Избранной рады |
1 |
|
| |
8 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
1 |
|
| |
9 |
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. |
1 |
|
| |
10 |
Внешняя политика России во второй половине XVI в. Присоединение территорий на Востоке. |
1 |
|
| |
11 |
Внешняя политика России во второй половине XVI в. Ливонская война. |
1 |
|
| |
12 |
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». |
1 |
|
| |
13 |
Народы России во второй половине XVI в. |
1 |
|
| |
14 |
Опричнина. |
1 |
|
| |
15 |
Последствия опричнины. |
1 |
|
| |
16 |
Россия в конце XVI в. |
1 |
|
| |
17 |
Церковь и государство в XVI в. |
1 |
|
| |
18 |
Культура России в XVI в. |
1 |
|
| |
19 |
Повседневная жизнь и быт народов России в XVI в. |
1 |
|
| |
20 |
Повторительно-обобщающий урок « Россия в XVI в.» |
1 |
|
| |
|
Тема II. Смутное время. Россия при первых Романовых (20 ч) |
|
|
| |
21 |
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. |
1 |
|
| |
22 |
Смута в Российском государстве. |
1 |
|
| |
23 |
Смута в Российском государстве. |
1 |
|
| |
24 |
Окончание Смутного времени. |
1 |
|
| |
25 |
Экономическое развитие России в XVII в. |
1 |
|
| |
26 |
Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве |
1 |
|
| |
27 |
Изменения в социальной структуре российского общества. |
1 |
|
| |
28 |
Народные движения в XVII в. |
1 |
|
| |
29 |
Россия в системе международных отношений со странами Западной Европы. |
1 |
|
| |
30 |
Россия в системе международных отношений со странами исламского мира и Китаем. |
1 |
|
| |
31 |
«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России |
1 |
|
| |
32 |
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол |
1 |
|
| |
33 |
Народы России в XVII в. |
1 |
|
| |
34 |
Русские путешественники и первопроходцы XVII в. |
1 |
|
| |
35 |
Культура народов России в XVII в. |
1 |
|
| |
36 |
Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. |
1 |
|
| |
37 |
Повседневная жизнь народов России в XVII в. |
1 |
|
| |
38 |
Повседневная жизнь народов Сибири и Северного Кавказа в XVII в. |
1 |
|
| |
39 |
Повторительно - обобщающий урок . |
1 |
|
| |
40 |
Итоговая контрольная работа « История России XVI — конец XVII » |
1 |
|
| |
41- 42 |
Резерв |
2 |
| ||
|
Итого |
42 |
| ||
«История Нового времени»
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
дата | ||||
|
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (19 ч) | ||||||
1 |
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану |
1 |
|
| |||
2 |
Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. |
1 |
|
| |||
3 |
Усиление королевской власти в XVI — XVII вв. Абсолютизм в Европе. |
1 |
|
| |||
4 |
Дух предпринимательства преобразует экономику. |
1 |
|
| |||
5 |
Европейское общество в раннее Новое время. |
1 |
|
| |||
6 |
Повседневная жизнь. |
1 |
|
| |||
7 |
Великие гуманисты Европы. |
1 |
|
| |||
8 |
Мир художественной культуры Возрождения. Живопись. |
1 |
|
| |||
9 |
Мир художественной культуры Возрождения. Архитектура. |
1 |
|
| |||
10 |
Рождение новой европейской науки. Коперник Н. Бруно Дж., Галилей Г. |
1 |
|
| |||
11 |
Рождение новой европейской науки. Ньютон И., Бэкон Ф., Декарт Р. |
1 |
|
| |||
12 |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. |
1 |
|
| |||
13 |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. |
1 |
|
| |||
14 |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. |
1 |
|
| |||
15 |
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация |
1 |
|
| |||
16 |
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. |
1 |
|
| |||
17 |
Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море. |
1 |
|
| |||
18 |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. |
1 |
|
| |||
19 |
Повторение и обобщение. |
1 |
|
| |||
|
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (7 ч) | ||||||
20 |
Освободительная война в Нидерландах. |
1 |
|
| |||
21 |
Рождение Республики Соединённых провинций. |
1 |
|
| |||
22 |
Парламент против короля. Революция в Англии. |
1 |
|
| |||
23 |
Путь к парламентской монархии. |
1 |
|
| |||
24 |
Международные отношения в XVI — XVII вв. |
1 |
|
| |||
25 |
Государства Востока в эпоху раннего Нового времени. |
1 |
|
| |||
26 |
Государства Востока в эпоху раннего Нового времени |
1 |
|
| |||
|
Итоговое повторение (2ч) |
|
|
| |||
27 |
Значение раннего Нового времени. |
1 |
|
| |||
28 |
Резерв. |
1 |
|
| |||
|
Итого |
28 |
| ||||