1. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
· Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
· Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
· Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
· В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
· Проговаривать последовательность действий на уроке.
· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
· Учиться работать по предложенному учителем плану.
· Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
· Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
· Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
· называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
· объяснять, как люди помогают друг другу жить;
· называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
· называть основные особенности каждого времени года.
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
*сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
*различать предметы и выделять их признаки;
*проводить групповые исследования;
*проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков
предметов с помощью органов чувств;
*объяснять как при помощи органов чувств мы различаем предметы и их
признаки;
*сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные
отличительные признаки, используя полученную информацию в результате
наблюдений;
*назвать условия, необходимые для жизни растений и животных;
*проводить несложные наблюдения за природными явлениями и
проявлениями, такими, как смена дня и ночи, сена времен года;
*называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы;
*описывать сезонные изменения в природе;
*наблюдать взаимосвязь между жизнедеятельностью растений, животных и
сменой времен года;
*приводить примеры животных своего края: птиц, зверей, рыб;
*приводить примеры домашних и диких животных;* проводить групповые
наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае»
Обучающиеся получат возможность научиться:
*различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их
основные отличительные признаки;
*называть основные органы чувств человека и их основные функции;
*называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и
животных;
* проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на
выявление признаков предметов;
*оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
*проводить наблюдения во время экскурсий по школе, находить свой класс и
свое место в классе;
*различать и оценивать формы поведения , которые допустимы или
недопустимы в школе: до урока, на уроке, на переменах;
*оценивать необходимость подготовки к уроку;
*знать название своего города, название своей улицы, номер своего дома,
адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*знать первый куплет и припев гимна России;
*выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна.
Обучающиеся получат возможность научиться:
*выполнять правила поведения , которые допустимы или недопустимы в
школе: до урока, на уроке, на переменах;
*подготавливаться к уроку, помогать одноклассникам;
*называть имя своего края, своего города, название своей улицы, номер
своего дома, адрес школы;
*называть столицу России, приводить примеры ее достопримечательностей;
*узнавать государственную символику России;
*рассказывать о результатах экскурсии по городу к местам исторических
событий и памятникам истории.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
· называть свои имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей, называть имя своего учителя и номер школы»;
· использовать мобильный телефон для связи с родителями;
· называть и соблюдать правила безопасного поведения на улице;
· называть и оценивать правила безопасного поведения во время каникул;
· приводить примеры несъедобных грибов своего края;
· приводить примеры ядовитых ягод своего края.
· Рассказывать об оказании первой помощи при укусе пчелы или осы.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
- установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой
природе;
- выполнение правил поведения в природе и участие в её охране.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
4 класс
Содержание |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Человек и природа. Живая природа Природа. Сезонные изменения – осень Природа. Сезонные изменения – зима Природа. Сезонные изменения – весна Природа. Сезонные изменения – лето |
формами реализации рабочей программы по окружающему миру являются: · групповая работа по построению простейших картосхем; · парная работа по освоению способов описания результатов; · индивидуальная работа учащихся не только по коррекции знаний и умений учащихся, но и самостоятельное движение в учебном материале; · использование школьного сайта для самостоятельной работы с учебным материалом; · «портфолио» как форма презентации собственных учебных достижений задания на самопроверку и взаимопроверку; задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания для членов клуба. |
Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие (2-3) предприятия; учреждения культуры, быта, их назначение, достопримечательности. Окружающий ребенка мир – природа живая и неживая (на уровне различения объектов живой и неживой природы, объектов природы и изделий). Органы чувств человека. Свойства объектов, которые можно определять с помощью органов чувств. Получение знаний о естественных и искусственных объектах окружающего мира с помощью органов чувств. Практические работы: различение звуков, определение вкуса, температуры (теплое, холодное), мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. Работа с информационным текстом: составление определений. Работа со словарём Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. |
Человек и общество. Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире Труд людей осенью Наша Родина – Россия |
Наблюдения, экскурсии. Урок-экскурсия осенью с целью наблюдения за изменениями в природе. Опыт, доказывающий, что лед – это замерзшая вода. Опыт, доказывающий, что тонкий лед опасен. Опыт, доказывающий, чист ли белый снег. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. Урок-экскурсия с целью различения деревьев и кустарников родного края зимой. Наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц. Работа с информационным текстом: составление определений. Наблюдение движения Солнца, Луны и звёзд по небосводу. Определение сторон горизонта по Солнцу, тени, Полярной звезде, местным признакам. Определение нужного направления движения с помощью ориентировки в системе направлений (сторон горизонта). Работа со словарём Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. | |
Правила безопасного поведения Правила безопасного поведения во время зимних игр Правила сбора лекарственных трав |
Первоначальные представления о родном крае, о Родине: Россия – многонациональная страна. Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России. Экскурсия по достопримечательностям родного края (в город). Работа с информационным текстом: составление определений. Освоение правил поведения в природе на экскурсии в парковую зону, в походе. Работа со словарём Работа с информационным текстом: составление плана, поиск незнакомых слов, соотнесение разных информационных фрагментов, составление списка вопросов к тексту, анализ эпиграфа, формулирование главной мысли. Работа с информационным текстом: озаглавливание, формулирование главной мысли, вычитывание информации. |
1 класс
Номер урока |
Содержание (тема) |
Кол-во часов |
План |
Факт |
1 |
Знакомство с героями. Где живет семья Ивановых. |
1 |
|
|
2 |
Где живет семья Ивановых. |
1 |
|
|
3 4 |
Живая природа Мы познаем мир. |
1 1 |
|
|
5-6 |
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. |
2 |
|
|
7-8 |
Что нас окружает. |
2 |
|
|
9-10 |
Животные – часть природы. Дикие и домашние животные. |
2 |
|
|
11-12 |
Насекомые – часть природы. |
2 |
|
|
13-14 |
Растения – часть живой природы. Что общего у трав, кустарников, деревьев. |
2 |
|
|
15-16 |
Как растения расселяются на новые места. |
2 |
|
|
17-18 |
Природа и ее сезонные изменения осень Природа и ее сезонные изменения. |
2 |
|
|
19-20 |
Жизнь растений осенью. |
2 |
|
|
21-22 |
Труд людей осенью. |
2 |
|
|
23-24 |
Природа и ее сезонные изменения зима Как животные готовятся к зиме. |
2 |
|
|
25-26 |
Пришла зима. |
2 |
|
|
27-28 |
Снежные загадки |
2 |
|
|
29-30 |
Жизнь лесных зверей зимой. |
2 |
|
|
31-32 |
Как помочь птицам зимой. |
2 |
|
|
33 34-35 |
Есть ли жизнь в воде подо льдом? Правила безопасного поведения во время зимних игр |
1 2 |
|
|
36-37 |
Как зимуют травы, кустарники, деревья. |
2 |
|
|
38-39 |
Учимся различать деревья и кустарники. |
2 |
|
|
40 41 |
Природа и ее сезонные изменения весна Пришла весна. |
1 1 |
|
|
42-43 |
Какие растения весной цвести торопятся. |
2 |
|
|
44-45 |
Как животные весну встречают. |
2 |
|
|
46-47 |
Про больших и маленьких. |
2 |
|
|
48 49 |
Природа и ее сезонные изменения лето Лето пришло. В лес по ягоды пойдем. |
1 1 |
|
|
50-51 |
С лукошком за грибами. |
2 |
|
|
52-53 54-55 |
Зеленая аптека. Правила сбора лекарственных трав. |
2 2 |
|
|
56-57 |
Природа и мы. |
2 |
|
|
58 |
Наша Родина – Россия |
1 |
|
|
59-60 |
Наша Родина – Россия. |
2 |
|
|
61 62 |
Столица нашего государства. Контрольная работа. |
1 1 |
|
|
63-64 |
Столица нашего края. |
2 |
|
|
65-66 |
Наш город. Экскурсия в город. |
2 |
|
|