Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

МБОУ гимназия № 12                  г. Каменск-Шахтинский

логотип
ВХОД в Электронный дневник


ОИППИ

ЕГЭ

 

Украинские подвижные игры

Спрятанный колокольчик (Захованый дзвиночок)

Эта игра также хорошо подходит для любого времени года и для любого места. Для нее нужен небольшой звоночек, который участники, стоя в кругу или в линии, будут передавать друг другу. Важно передать звоночек так, чтобы он не зазвенел. Водящий должен определить, у кого находится звонок. Тот, кто выдал себя звоном, становится водящим. Данная забава прекрасно развивает наблюдательность и быстроту реакции.

Аисты (Лэлэкы)

В игре участвуют 6–8 человек. Они изображают аистов. Все аисты становятся в один общий круг. Каждый аист очерчивает вокруг себя круг диаметром в один метр – гнездо. У водящего нет гнезда, он стоит в центре круга.

По сигналу водящего все аисты поднимают правую ногу и стоят на одной левой.

Водящий прыгает по кругу на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и запрыгивает в него. Как только в гнезде окажется два аиста, оба они должны выскочить из гнезда и, прыгая на одной ноге, обогнуть общий круг – один справа, другой слева; ногу разрешается менять. Остальные аисты могут в это время опустить ногу. Тот, кто вернется в гнездо первым, занимает его, опоздавший становится водящим.

Воробышки-попрыгунчики (Горобци-стрыбунци)

Эту веселую игру лучше всего проводить на площадке, на которой нужно начертить круг около 6-8 метров диаметром. Участники игры становятся за ним, они играют роль «воробьев». Ведущий располагается в кругу, его задача – не дать «воробьям» собрать «зернышки», то есть не позволить им войти в круг. «Воробьи», прыгая на одной ноге (можно также держать согнутую ногу рукой или играть парами) пытаются запрыгнуть в круг. Центральный игрок «клюет» их (касается рукой), тот, кого коснулся водящий, выходит из игры. Цель «воробьев» – как можно дольше пробыть в круге. Водящего можно менять, выбирая самых быстрых и ловких из детей.

Веточка (Гилочка)

В эту оригинальную игру можно играть большими компаниями. Единственным инвентарем, который необходим для этой забавы, является веточка вербы или другого дерева. Участники этой игры образовывают неплотный круг, они держат руки за спиной и передают друг другу веточку. В центре этого круга находится тот, кто водит. Его задача – найти веточку и выхватить ее. Когда водящему удается захватить веточку, тот, у кого он ее забрал, становится в круг, и игра начинается снова. С помощью этой игры можно воспитать наблюдательность, быстроту реакции и выдержку.

Высокий дуб (Высокый дуб)

(Другие названия этой игры - «Дучковый мьяч», «Земляный мьяч», «Дуко», «Соловэй», «Сорока», «Горобэць»)

Впервые эта игра записана украинским этнографом П. П. Чубинским и опубликована в 1877 г. Ее записывали и многие другие этнографы XIX в. В настоящее время эта игра широко распространена на Украине. Обычно играют в нее весной и летом мальчики и девочки 10-15 лет (от 3 до 6-7 человек или две команды по 4-6 человек).

Рис. 7 Высокий дуб
Рис. 1 Высокий дуб

Для игры нужна площадка или полянка размером не менее 10 м в поперечнике. На одном краю ее выкапывают продолговатую ямку размером примерно 10х20 см и глубиной 8-10 см. Поперек ямки кладут толстую короткую палку («цурку»). На нее опирается небольшая дощечка (8х50 см), так, чтобы меньшая ее часть находилась в ямке, а большая - над палкой в наклонном положении. В ямке на доску кладут мяч размером с теннисный (рис. 1). Еще нужна круглая палка («гылка») диаметром 5-6 см и длиной 70-80 см.

Описание. Играющие «меряются» на «гылке»: чья рука сверху, тот водит. Остальные распределяются по площадке произвольно. Водящий берет «гылку» и бьет по верхнему концу дощечки. Мяч летит вверх, играющие ловят его. Кто поймает, тот становится новым водящим (он получает 1 очко, если договори­лись играть до определенного количества очков). Если мяч упал на землю, водящий не меняется.

Если играют две команды, то команда, игрок которой поймал мяч, получает 1 очко. Поймавший мяч бьет. Играют до установленного счета или на время.

Правила:

1. Если мяч поймали одновременно 2 человека, то это не засчитывается никому.

2. Отбирать пойманный мяч не разрешается.

Колокол (Дзвин)

(Эта игра имеет и другие названия: «Колокольчик», «Звон»)

Эта игра записана на Украине еще в прошлом веке П. Ивановым (в Харьковской области) и П. Чубинским (на Полтавщине). Играют обычно мальчики и девочки 10-15 лет (иногда и старше), 10 и больше человек.

Описание. Взявшись за руки, играющие образуют круг. Водящий, выбранный по считалке, становится внутри круга. Налегая на руки составляющих круг, он старается разъединить их, приговаривая: «Бов». Повторяет это до тех пор, пока не разомкнет чьи-либо руки, после чего убегает, а двое разомкнувших руки ловят (салят) его. Поймавший становится водящим.

Правила:

1. Водящий должен разъединить руки стоящих в кругу без помощи своих рук.

2. Водящего можно салить, пока он не отбежит от круга на условленное расстояние.

Вариант (записан в Винницкой области в 1948 г.). Водящий, который стоит в середине круга, закрыв лицо руками, склоняется над соединенными руками («воротами») двух игроков и спрашивает:

«Чьи это ворота?» Ему отвечают, например: «Петра».

«А это чьи?» - «Тараса» и т. д.

Потом водящий подходит к любым «воротам» и просит:

«Пустите меня». - «Не пустим!» Он идет еще к двум-трем «воротам». Наконец выкрикивает: «Бей, колокол, бей! Тучу разбей!» - и пытается прорваться через какие-нибудь «ворота». При удаче убегает, а двое, через «ворота» которых он прорвался, догоняют его. Догнавший становится водящим.

Столб (Стовп)

(Другие названия этой игры - «Пчелы», «Пчела» )

Играют обычно на лужайке, полянке (можно и в спортивном зале), чаще одни девочки 8-10 лет, 8-10 и больше человек.

Описание. Выбрав водящего (по считалке или по желанию), игроки выстраиваются в ряд по росту, берутся за руки и завиваются спиралью вокруг первой (самой высокой) девочки, которая стоит на месте, - образовался как бы столб с маткою посередине и пчелами вокруг нее. Водящий, который стоит в стороне, подходит к «столбу» и, обращаясь к «матке», говорит: «Матка, матка, дай огня».

«Матка» подает ему горсть травы или делает вид, что дает что-то: «На, да смотри не подпали моих пчел».

Получив от «матки» «огонь», водящий тотчас бросает (или делает вид, что бросает) его на «пчел», а сам старается убежать. «Пчелы» с жужжанием бросаются вслед за ним, догоняют и касаются рукой - «жалят». Обычно «пчелам» удается окружить водящего со всех сторон, и тот, изображая ужас, отмахивается или закрывается от них руками. Потом выбирают другого водящего и повторяют игру еще 3-4 раза.

Правила:

1. «Пчелы» не должны нападать на подошедшего к ним водящего, пока он не начал убегать.

2. «Пчелам» не разрешается задерживать убегающего руками, можно только преграждать ему путь, окружая его.

3. Водящему, окруженному «пчелами», нельзя вырываться силой.

Вариант. Играющие, взявшись за руки, образуют круг, в середине которого стоит «матка». Водящий, получив «огонь», гоняется за «пчелами», которые разлетаются из круга. Пойманный сменяет водящего. «Матка» выбирает другую «матку».

Полотенчико (Рушнычок)

Играют весной или в начале лета 6 девочек 7-13 лет на площадке, полянке, лужайке размером 30х10 м. Две пары девочек становятся на расстоянии 20 м друг против друга, а посередине между ними - пара водящих.

Рис. 2 Полотенчико
Рис. 2 Полотенчико

Описание. По счету водящих «раз, два, три» правая и левая пары разъединяют руки и бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами, а средняя пара ловит, не разъединяя рук, любого из бегущих (рис. 2). Пара, один из игроков которой пойман водящими, меняется с ними местом и ролью. Если водящим никого не удалось поймать, они водят снова.

Правила.

1. Водящим достаточно коснуться бегущего одной из рук (осалить). Но если при этом они перестали держаться за руки, то осаленный ими не считается пойманным.

2. Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.

Разновидность. Если играющих много, то позади крайних пар встают еще пары (одинаковое количество с обеих сторон). Бегут каждый раз первые пары, а прибежавшие становятся в конце вереницы, как при игре в «Горелки». Поэтому эту игру иногда называют «Двойные горелки».

Хромая уточка (Крывенька качечка)

Играют 5-10 детей школьного возраста на площадке 10-15 м в поперечнике. Обозначаются границы площадки.

Рис. 3 Хромая уточка
Рис. 3 Хромая уточка

Описание. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих (рис. 3). Осаленные помогают ей салить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».

Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.

Квадратик (Квадратык)

Играют ребята 7-14 лет, чаще одни девочки. Количество участников - 2-5 человек. Для игры требуется небольшая ровная площадка, на которой чертится квадрат размером 60х60 см.

Рис. 4 Квадратик
Рис. 4 Квадратик

Описание. Обычно порядок игры определяется таким образом: «Чур, я первый!» - «Я второй!» и т. д. Иногда распределяются по считалке. Каждый игрок должен выполнить следующие упражнения:

1) прыжок в центр квадрата (рис. 4, а), затем ноги в стороны прыжком до стенок квадрата, не наступая на черту, снова прыжок в центр, затем прыжок вперед через черту, не поворачиваясь, далее прыжок в центр и за черту квадрата. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из этого кона и ждет следующей своей очереди. Выполнивший упражнение без ошибки переходит к следующим упражнениям;

2) прыжок в центр на двух ногах; прыжком ноги в стороны к стенкам квадрата, не наступая на них; снова в центр; прыжком поворот на 90 градусов, ноги в стороны; прыжок в центр и за пределы квадрата (рис. 4, б);

3) прыжок на одной ноге в центр квадрата; прыжком ноги в стороны и поворот, став ногами по углам квадрата (рис. 4, в); снова прыжок на одной ноге в центр и прыжок с поворотом, став ногами в другие углы; прыжок в центр на одной ноге и прыжок из квадрата.

В этой игре количество прыжков и сочетание прыжков на одной и двух ногах строго не регламентировано. Играющие обычно договариваются, сколько и какие прыжки делает игрок в каждой серии движений. Побеждает тот из них, кто первым выполнит все виды прыжков, о которых договорились заранее.

Иногда играют на изобретательность: каждый из играющих по очереди предлагает свой вариант, остальные должны его повторить. Победителем в этом случае считается играющий, который предложит наиболее трудный или интересный вариант.

Правила:

1. Ни в одной серии прыжков играющие не должны наступать на черту. Нарушивший это правило выбывает из этого кона.

2. Сбившийся в порядке движений выбывает из кона.